Река Большой Киржач, 13-15 июня 2008.

От моста у д.Климково до д.Илькино, около 33-35 км.

Таймень-3: Стас (капитан), Лев (матрос), Марина с дочкой Алисой (пассажиры).

тех.данные

карта
Заброска: электричка до Александрова (с Ярославского вокзала), оттуда такси до моста через Б.Киржач около д.Климково (на километр ниже впадения притока в Шорну), ехать около 30 км.
Выход с маршрута: в конце д.Илькино, пешком до ст.138 км (1,5-2 км), оттуда окружной электричкой до Александрова или Орехова-Зуева.

лоция

0-20 сломанный пешеходный мостик. Протиснулись снизу
0-40 мель с каменистым дном. Пришлось вылезать
1-40 мост, на ПБ д.Недюрево
2-40 на ПБ смешанный лес (подходит к воде), появляются хорошие стоянки
3-00 остатки деревянного места у д.Смольнево (ЛБ) - проход справа; за ним мель
3-05 сваи еще одного деревянного моста, за ними бетонный мост (в центральном проходе сели на трубу – видимо, лучше идти справа); за мостом несколько завалов и еще одни старые сваи.
4-20 встали на ночь на ЛБ, лес на высоком берегу (перед этим долго искали стоянку – лес на ЛБ, но прямо к воде не подходит, луга заросли высокой травой)
4-30 завал, обнос по ПБ; на ЛБ хорошая стоянка, с выходом к воде
4-40 замечательный пляж на ПБ – устроили купание
5-00 ж/д мост
6-05 подвесной мост, слева одинокий дом (потом оказалось, что это д.Савино)
6-15 похоже на брод (в конце той же деревни Савино, которую мы с воды не увидели)
6-25 на ЛБ сосновый лесок (недалеко от воды). Встали на ночь. С высокого берега впереди видна д.Илькино.
6-45 брод в д.Илькино
7-00 деревянный мостик и коровий брод. Собираемся на ПБ, на поле перед Илькино.
Итого: средняя скорость 5 км/час (течение неплохое, но встречаются мели и завалы).

описание.

Выехали довольно рано, электричкой с Ярославского в 8-33, через 2 часа были в Александрове. Довольно быстро договорились с такси, и даже доехали без приключений, не ошиблись с проселочной дорогой (которая сворачивает с дороги к реке). Собирались на ПБ, сразу за мостом, ведущим к д.Климково (на ЛБ) – он, кажется, недействующий.

Собирались под мелким моросящим дождем, отбиваясь от комаров. Когда ребята закончили собирать байдарку, а мы с Алисой перепаковывать вещи, дождик закончился, и комаров тоже куда-то сдуло, так что перекусили мы с комфортом и отчалили (было 14-00).

Речка неширокая, от 5 до 10 метров, течение хорошее. Встречаются завалы, но все были проходимы (в первый день). Леса по берегам первые полтора часа нет, только отдельные деревья и кусты, берега земляные (не песчаные то есть) и поросшие высокой травой. В июне было много растительности: все в зелени, море сурепки и люпинов. Красота! Но на берег вылезать довольно сложно.

Затем на правом берегу появляется смешанный лес.

Так как вышли из дома мы рано, то Алиса заснула в байдарке – это позволило нам спокойно проплыть еще часок (плыли 3 часа подряд).

В д.Смольнево мы остановились перед бетонным мостом, пошли осматривать церковь Спаса Преображения (1736 г). Двухэтажная церковь, находится в процессе реставрации, правый придел действующий. Нам разрешили полазить по галереям, что мы и сделали.

К этому времени солнце нас совсем разогрело, и мы полезли купаться: вода прохладная, но приятная, зато берег противный и склизкий (сложно переодеваться).

Преодолев несколько препятствий после моста в Смольнево (остатки деревянных мостиков и завалы), мы начали искать стоянку: по левому берегу лес, но к воде он не подходит, перед ним поля высокой осоки и крапивы, шириной от 10 до 50 метров. Через час-полтора нашли место поближе к воде (на ЛБ): берег очень высокий и крутой, но есть подход к реке, и даже полянка обустроенная (стол со скамьями). Ниже этой стоянки, минут через 10, есть еще одна, возможно, даже лучше (к воде выходит малюсенький песочный пляжик – первый на Б.Киржаче).

На второй день сплава получилось всего два часа: сначала пришлось обносить завал (как раз напротив этой второй стоянки), а вскоре после него нам встретился отличный пляж, где мы устроили купание.

После ж/д моста должен был впасть справа Малый Киржач (мы его не заметили – возможно, он «прятался» за большим островом); деревень на ПБ (Ивашево и Савино) мы также не видели. Но река явно стала шире (то есть приток существовал).

Через час-полтора после моста на ЛБ появился сосновый лес (с густым рябиновым подлеском), и проселочная дорога перед ним со следами коровьего стада. Мы размышляли, не становиться ли тут, и очень кстати встретили группу их трех каякеров, которые объяснили, что это последнее место, где можно встать (до самого Илейкино). Поднявшись на высокий берег, впереди мы увидели крыши домов д.Илькино – то есть Савино мы миновали (дом на ЛБ). Стоянка хорошая (вернее, их несколько рядом): большие поляны перед сосновым лесом, с костровищами. Недостатки заключались в присутствии наезженной дороги рядом, по которой к тому же часто гонят коров, но выбирать не приходилось. К счастью, коровы ночевке не помешали.

На третий день плыли уже совсем мало, минут 40; до Киржача оставалось километров 10, но недалеко началась гроза, и мы решили вылезать у Илькино. Пока мы собирались, на поле вышло коровье стадо (голов 40), причем группа бычков стала носиться по лугу мимо нас (хотя и не обращая на нас внимания), иногда перебегая на другую сторону реки. Потом появился пастух и быстро их утихомирил; стадо, медленно пожевывая, потянулось через реку в сторону нашей ночной стоянки (почему-то их погнали пастись не рано утром, а около 15 часов дня).

Мы успели собраться без дождя и даже под солнышком, но как только закончили паковаться, начался ливень с градом; мы переждали его в плащах и накрывшись ковриком, а потом зашагали в сторону деревни, а от нее к железной дороге.

Обратно добрались тоже без приключений, кольцевая электричка в сторону Александрова опоздала на полчаса, поэтому мы на нее успели; минут через 40 подошла электричка на Москву.

резюме

Очень хорошая речка, неширокая и извилистая. Вода чистая, коричневатого оттенка. До впадения Малого Киржача попадаются завалы; есть мели (и каменистые, и песочные). На всем протяжении высокие берега, от 3 до 15 метров (по крайней мере, в июне).

Из минусов: лес подходит к воде лишь в нескольких местах; к тому же песчаные берега встречаются редко, в основном это топкая земля, и сложно выбираться на берег.